10 причин, по которым дети перестают понимать школьную математику (Hoc applicat ad adultis лат.)

1. Первая и, пожалуй, основная причина непонимания детьми математики кроется в том, что некоторые учителя, не закрепив базовые знания по изучаемой теме, сразу перескакивают на более сложные задания. Вот представьте, что Вы учитесь шить.  И Вам в первый день показали швейную машину, рассказали, как она работает, а на другой день уже дали задание шить платье или брюки. Сами понимаете, что у Вас получится. Я этот прием называю «фэйсом об тэйбл». Нужно постепенно вести ребенка от простого материала к более сложному, а, значит, от успеха к успеху.

2. Вторая причина. Бывает, что на уроках изучается материал, далекий от жизненных ситуаций, то есть ребенку трудно связать его с жизнью и его мировосприятием. Поэтому у него возникает, причем очень часто, вопрос:

зачем мне это изучать и что я с этим буду потом делать, как смогу применить это в жизни? Бывает чадо и задает эти вопросы родителям или учителю. И получает ответ: «Надо, учи и  не спрашивай всякие глупости!». Или что-то в этом роде. На самом деле, то, что изучается в курсе средней школы, всегда можно связать с жизнью. Просто настоящий учитель всегда даст полный  исчерпывающий ответ на эти вопросы и еще приведет примеры из жизни. И сама мысль о необходимости учить математику, решать задачки и примеры отпадет сама собой.

3. Если первая и вторая причины связаны так скажем с методикой преподавания и компетентностью учителя, то третья причина идет от авторов учебников. Дело в том, что материал, изучаемый и преподнесенный в школьных учебниках по математике, разрознен и не представляет стройной логической системы. Ученик не знает как взаимосвязаны между собой логарифмическая и показательная функции, зачем надо изучать производную. Правда, про «плюсы» и «минусы» ему говорили в начальной школе, что сложение мы проверяем вычитанием, но «секрета», то есть основного принципа построения математики, так никто и не сказал.

4. Четвертая причина в том, что в учебниках и на уроках математики очень мало наглядности. Поэтому многие знания надо либо зубрить, либо воспринимать надо слух. При этом исключается самый сильный вид памяти – зрительная память. Известно, что зрительные нервы в 25 раз толще слуховых. Беря во внимание современные технические средства, эта задача легко разрешима на современном этапе. По этой причине я стала создавать видео-уроки по математике на дисках DVD.

5. Перед тем, как рассказать Вам о пятой причине непонимания учащимися математики, послушайте анекдот. Профессор говорит коллеге: «Студенты пошли такие тупые. Я им 7 раз объяснял. Не понимают. На восьмой раз объяснял так, что сам понял…». Так вот, если  учитель сам понимает и способен логически связать изучаемый материал с ранее изученными темами, которые ученик относительно хорошо освоил, то понимать самому и научить другого – далеко не одно и то же действие. Между тем, ученику будет легче  изучать новый материал, если он опирается на «старый», который  уже уложился в его мировоззренческой системе. А, значит, и новую тему  он освоит также просто,  как и предыдущую. Смысл в том, что не все педагоги могут и умеют системно преподнести материал и показать его место в уже выстроенной копилке ранее полученных знаний.

6. Шестая причина кроется в том, что всем учащимся нужно объяснить, что задачи и задания все делятся на типы. И для каждого типа задач существует определенный алгоритм решения, то есть последовательность действий. Это значит: сначала мы распознаем тип задания. Говорим: «А, дружочек, я тебя узнал. Это однородное тригонометрическое уравнение второй степени. И я знаю, как его решать».  Когда мы видим человека, сначала мы его узнаем, относим к какому-то типу. А уж потом вступает в действия алгоритм поведения и по необходимости взаимоотношений с ним. Зачастую учащиеся смотрят на пример или задачу как на что-то инопланетное и незнакомое.

7. Седьмая причина – понятный язык. Если у чада много пробелов по материалу, ранее  пройденному, то объяснение нового материала будет звучать для него на иностранном языке. Поэтому при объяснении какого-то материала следует по возможности избавляться от сложных математических терминов, то есть переводить их на понятный для ученика язык. По этой причине учащиеся сидят иногда на уроке с отсутствующим взглядом, мало понимая, о чем идет речь. Конечно, речь идет об индивидуальной работе с учеником. Но мне приходилось, работая в классе коррекции, где нужно было практически «на пальцах» объяснять материал и всему классу.

8. Восьмая причина связана с психологией. Многие учащиеся, только взглянув на задание, отмечают ее для себя сложной и думают, что им никогда его не решить. То есть мозги блокирует страх с первого взгляда. Есть приемы убрать страх «первого взгляда» и затем уже «включить» мозги для начала мыслительного процесса.

9. Девятую причину назовем отсутствием вкуса побед. Мы все знаем, как радостно становится на душе, мы гордимся собой, когда у нас что-либо хорошо получается. Нужно привить вкус победы при изучении математики. На самом деле – это мощный психологический толчок и его надо прививать. Вкус победы не приходит сам по себе. Над ним надо работать.
10. Десятая причина связана со зрительными рецепторами и с недостаточно развитым логическим мышлением. Трудное правило запоминается легче, если его представить, нарисовать в виде схемы. Это называется у учителя Шаталова опорными сигналами. По этому поводу у него есть книга «Куда и как исчезли тройки?».
Получается, если все изложить по порядку. Сначала «фэйсом об тэйбл», потом завяжем глаза, перейдем на иностранный язык, подключим страх с первого взгляда, разбросаем материал по учебнику, отучим добиваться и радоваться успеху и … дело сделано. Мы навсегда отбили охоту у детей заниматься математикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *